Правовое основание франшизы и как создать франшизную сеть

Просмотров: 6912 times
Более 400 сетей в 2022 году вывели свою франшизу на рынок. В данную цифру, по данным franshiza.ru, включены как новые для рынка франчайзинга бренды, так и компании, которые были вынуждены провести ребрендинг и продолжить работать с партнерами под новым товарным знаком, - утверждает профессиональный интернет-ресурс о франчайзинге.

Более 400 сетей в 2022 году вывели свою франшизу на рынок. В данную цифру, по данным franshiza.ru, включены как новые для рынка франчайзинга бренды, так и компании, которые были вынуждены провести ребрендинг и продолжить работать с партнерами под новым товарным знаком, - утверждает профессиональный интернет-ресурс о франчайзинге.

С введением западных санкций и уходом с российского рынка западных брендов, актуальным становится вопрос формирования в России собственных брендов и франчайзинговых сетей, но понимают ли предприниматели, что такое франшиза с правовой точки зрения?

Разобраться в этом вопросе «Спрашивали? Отвечаем!» Союза «Торгово-промышленная палата Ставропольского края» (ТПП СК) пригласила постоянного эксперта рубрики, члена ТПП СК, генерального директора Правового Центра «Бона Фиде» Андрея Козачка.

- Начать необходимо с того, что понятие «франшиза» в той аннотации, в которой ее понимают большинство предпринимателей, в законодательстве отсутствует, поясняет Андрей Козачек, есть понятие «франшизы» в страховании, но никакого отношения к брендам оно не имеет.

Для удобства будем использовать данное слово – «франшиза» и начнем с того, что юридическое формирование франчайзинговой сети начинается с договора с партнерами (франчизи) и в зависимости от степени развития сети заключается лицензионный договор или договор коммерческой концессии. Предлагаем рассмотреть эти два договора.

Большинство франчайзинговых сетей начинают формироваться с лицензионного договора, потому что как правило решение о создании бренда сопровождается с направлением в Роспатент заявки на регистрацию товарного знака и в период его регистрации, предприниматель активно осуществляет продажу своей франшизы. До регистрации товарного знака, запрещается заключать договор коммерческой концессии, даже если все остальные элементы франшизы (например, секрет производства) уже имеются.

При этом необходимо отметить, что после регистрации товарного знака стоит перестраивать франчайзинговую сеть именно на договор коммерческой концессии, так как этот договор в большей степени урегулирован законодательством и позволяет обеспечить лучшую защиту сети.

Одним из важнейших отличий лицензионного договора от договора коммерческой концессии является возможность передачи по концессии комплекса исключительных прав вкупе с товарным знаком, знаком обслуживания, что позволяет предоставлять партнерам необходимый набор инструментов для успешного ведения бизнеса.

Субъектный состав данных договоров также отличается. Договор коммерческой концессии всегда заключается между субъектами предпринимательской деятельности, в то время как лицензионный договор возможно заключить и с физлицом, так как закон не ограничивает субъекты лицензионного договора. Вместе с тем, стоит заметить, что при формировании франчайзинговой сети стоит избегать практики заключения лицензионного договора с физлицом, так как характер ваших правоотношений связан с ведением предпринимательской деятельности и соответственно оба субъекта договора должны являться либо ИП, либо юрлицами.

Также договор коммерческой концессии предусматривает преимущественное право франчизи заключить его на новый срок, что уже в значительной степени защищает интересы франчизи от недобросовестных действий правообладателя, однако это правило действует только в случае надлежащего исполнения франчизи своих обязанностей в период действия предыдущего договора. Лицензионный договор не предусматривает права заключения договора на новый срок, однако стороны не лишаются возможности предусмотреть такое право, так как оно не противоречит законодательству.

Важным аспектом в формировании франчайзинговой сети является распределение ответственности перед клиентами (потребителями) франшизы. Так как обыватель не имеет представления, что под определенным брендом ему оказывает услуги или реализует товары, на самом деле, не всегда производитель этих товаров, то законом предусматривается субсидиарная, а в некоторых случаях и солидарная, ответственность правообладателя и франчайзи-партнера, что обязывает правообладателя более внимательно относится к выбору будущего партнера. Однако в договоре возможно предусмотреть, что в случае предъявления требований к правообладателю, последний может возложить обязанность по возмещению убытков на франчайзи. По лицензионному договору также возможно привлечение к ответственности правообладателя, но только если он предоставил франчайзи право использования товарного знака при производстве товаров.

Учитывая все вышесказанное, подчеркивает юрист Андрей Козачек, начиная строить франчайзинговую сеть и до регистрации товарного знака, возможно использовать лицензионный договор для формирования отношений с франчайзи, однако после регистрации товарного знака стоит перейти на договор коммерческой концессии, так он предполагает лучшую защиту франчайзинговой сети и более четко определяет обязанности франчайзи.

Напомним, в Россию франчайзинг пришел во время перестройки. Первым франчайзером со своими «Дока-хлеб» и «Дока-пицца» считают Владимира Довгань. Затем его примеру последовала компания ГМР «Планета гостеприимства» с мастер-франшизой «Sbarro», появились магазины ГК «Спортмастер», а также франшиза в сфере туризма VKO — туроператора.

С тех пор каталог франшиз пополняется сотнями новых товарных знаков практически в любом виде предпринимательства.

Нужны советы юриста? Обращайтесь!

ТПП Ставропольского края

Печать  
Печать